Дом на Костромской
В 1880-х годах построил купец Селиванов дом в Варнавине на Костромской (ныне ул.Продотрядников). Улица даром, что центральная, таких домов там раньше не видели. И то сказать — среди деревянной застройки появился двухэтажный каменный особняк с воротами по бокам, да рядом скобяная лавка. Всё из красного кирпича. Здание стало примером для подражания. Купец Попов, дабы не ударить лицом в грязь, выстроил похожий дом на соседней улице.
Второй этаж селивановского дома был заметно выше первого. Там жили хозяева. Первый же занимали два магазина с выходами на улицу. Потом то ли дела у семьи пошли плохо, то ли описали недвижимость за долги…
Скудность сведений не позволяет нам войти в подробности купеческой судьбы. Известно только, что к началу XX века дом Селиванова отошёл в казну. Там устроили почтовую станцию. В этом качестве он просуществовал до 1990 года, когда был передан Управлению Культуры. На втором этаже бывшей почты разместилась музыкальная школа. Её планировку выполнили по проекту архитектора М.В. Виноградова. Два года спустя решено было сделать на первом этаже музей. В доме на Костромской поселились музы.
Принято считать, что музей в Варнавино был создан «…по постановлению Райкома КПСС от 15 сентября 1970 г.» (Запись из его паспорта). Но ещё в 1918 году военный священник Константин Аполлинариевич Цыбульский (мой прадед) начал собирать иконы и церковную утварь со всего уезда. В ту пору большевики поощряли музеи, видя в них важный фактор борьбы с церковью. А церковь предпочитала видеть святые иконы в музеях, чем на кострах воинствующих атеистов. Так и получилось, что первый музей в городе Варнавин создал бывший священник на отведённых большевиками площадях. Я бы дорого дал за возможность на него взглянуть и встретиться с его директором. Увы, Цыбульский умер в 1923 г., а его музей стал легендой, как библиотека Ивана Грозного.
Впрочем, коренная варнавинка Т.А. Морозова рассказывала, как в 20-х годах маленькой девочкой её водили в музей. Он находился в угловом помещении второго этажа бывшего доходного дома Островского на Базарной площади (сейчас там «культ-товары»). Детская память сохранила из увиденного лишь один экспонат — высохшую человеческую руку (часть мощей?). Возможно, что-то из этого осело в школьном музее, созданном директором Варнавинской средней школы А.И. Березиным в 1964-65 годах.
А в 70-м выше упомянутое решение Бюро Райкома КПСС об организации в Варнавино районного краеведческого музея. Разумеется, это должен был быть «инструмент идейно-политического воспитания масс». Зато музею выделили хороший деревянный дом с мезонином на Нижегородской улице и средства на обустройство. Инициативной группе поручили разработать его основные разделы на базе школьных коллекций. Ответственный за эту работу был назначен В.И. Рыбкин.
27 ноября 1971 года музей торжественно открыли, а его директором стал бывший директор Леспромхоза И.Е. Челноков. Летом 74-го ему на смену пришёл учитель географии и энтузиаст своего дела Ф.А. Субботин. В конце 70-х его, в свою очередь, сменила Г.Н. Шишулина, историк. Говорят, это было лучшее время для музея. Чего там только не было! Серебряные монеты и дуэльные пистолеты, старинные мечи и ордена, иконы, шкуры и многое другое. В 1986 году Галина Никандровна тяжело заболела и умерла. Оставшись без хозяина, музей начал быстро приходить в упадок. Беда не приходит одна. Вскоре на участке, занимаемом музеем, решено было строить новое здание почты. Весной 1987 года дом с мезонином разобрали и перенесли на ул. Свободы, а его коллекции отправились в другую сторону, на Набережную. Там музею предоставили деревянный дом. В это время его директором стала бывшая учительница истории О.И. Васенина. Она приложила немало сил для восстановления музея. Но не даром говорят, что два переезда равны одному пожару. Достичь былого блеска на новом месте уже не удалось. Последний удар нанесла музею сберкасса, занявшая его помещение в конце 1990 года. Ценные вещи были растащены, остальное свалили в кучу вперемешку с мусором. В таком виде я и принимал фонды Варнавинского Краеведческого музея, став его директором летом 1992 года. К счастью, из церковной утвари там сохранились риза священника, посеребренный кувшин, одна хорошая икона и три богослужебные книги. Осколки музея прадеда, долетевшие до меня сквозь толщу времени?
В это время администрация выделила музею первый этаж бывшей почты, перебравшейся в новой здание, построенное на месте разорённого музея. Сомнительная рокировка. Но предлагаемый особняк в благородных трещинах как нельзя более подходил для музея. И только фарфоровые изоляторы, обильно утыкавшие фасад, напоминали о его почтово-телеграфном прошлом. Начать эксплуатацию этого объекта можно было только после ремонта и реконструкции по своему проекту. Первым делом заложили кирпичом входную дверь, пробитую не на месте в советское время. Рядом, напротив, разобрали кладку, установив дверь на своё историческое место. На главном фасаде в ряду полуарочных окон выделяются два больших прямоугольных окна. Когда-то здесь были входы в магазины Селиванова. Теперь в них отпала необходимость. Но желание вернуть зданию его первоначальный облик обязывает сделать фальш-двери в этих местах. Труднее всего будет избавиться от трещин на боковом и заднем фасадах — результат неравномерной осадки здания. Внутри были сломаны лишние перегородки и сделано всё, что таит в себе словосочетание «капитальный ремонт». В результате, музей получил вестибюль с гардеробом и тамбуром, большой и малый залы (97 м2 и 24 м2), фондохранилище и кабинет.
Сменив адрес, музей изменил и свой жанр. Он сбросил идеологические вериги и отказался от раздела природы, которую лучше изучать на натуре. Зато приобрёл художественный раздел и выставочный зал для сменных выставок, что отразилось в его названии. Варнавинский Краеведческий музей после реанимации стал Варнавинским Историко-Художественным музеем (ВИХМ). Труднее было не унаследовать пороки организационной структуры музея «на общественных началах». Должность директора (и других работников) там не предусматривала должностного оклада. Они должны были иметь основную работу и заниматься музеем в нерабочее время (как и любой другой общественной работой). Поэтому директоров краеведческих музеев повсюду в СССР фиктивно устраивали на ставки кочегаров, уборщиц и т.п. О приобретении экспонатов для такого музея не могло быть и речи. Он формировался из подарков населения и, в случае чего, быстро растаскивался по домам. Директор не нёс за это материальной ответственности, будучи на «общественной работе». Да и как можно было отвечать за то, что не было куплено? «Как пришло, так и ушло». Преодолеть эту наследственность Варнавинский музей мог только став профессиональным. Но долго ещё посетители сетовали на нашу бедность, вспоминая былое богатство «общественного» музея: «- А при Филиппе Алексеиче больше вещей было, — говорили они, загибая пальцы. — Ружьё, мечи, колокольчики…» Пальцев обычно не хватало…
С тех пор фонды ВИХМ удвоились. Есть там и ружьё, и колокольчики, и интересные произведения искусства. Например, шкатулка «Куликовская битва» из резной кости и картина Фёдора Корнея «Зимний лес». Это стало возможным благодаря финансированию Управлением Культуры при Варнавинской районной администрации.
Д.Г. Монахов.
Опубликовано в газете «Новый путь» 22 апреля 1995 года.
P.S. 28 марта 1996 года музею присвоили статус «Народный музей». В 1997 году в музей пришёл новый коллектив, и вскоре его директором стала Г.Н. Цыганова, продолжившая современную научную и хозяйственную работу. В 2007 году музей пережил капитальный ремонт и реконструкцию. Основные его темы и выставки были сохранены и дополнены новыми разделами и экспонатами. В Большом зале музея экспозиции получили новое архитектурно-художественное решение. В 2012 году в Малом зале была построена экспозиция «Гостиная».
Оставьте свой комментарий