Чужая боль – чужая проблема?
«Уже два месяца не можем приобрести ни в одной аптеке бесплатный «Трамадол». Человек не может жить без обезболивающих средств». Так начала свой рассказ жительница нашего района, которая осуществляет уход за онкобольным, инвалидом 1 группы. По словам женщины, уже два месяца она вынуждена приобретать за деньги обезболивающий препарат для мужа, несмотря на то, что имеется справка из Пенсионного Фонда о праве на бесплатное приобретение лекарств, а также рецепт врача. Женщину возмущает такое положение: бесплатного препарата в аптеке нет, а за деньги тот же самый препарат купить можно. Трудно, конечно, человеку, непосвященному во все тонкости, понять, что у этих препаратов различные источники поступления, коды, финансирование и т.д. В итоге, большая часть пенсии по инвалидности расходуется на покупку лекарств, которые должны выдаваться бесплатно.
Почему создалась такая проблема, пришлось поинтересоваться в нескольких инстанциях, начиная с аптеки и заканчивая Министерством здравоохранения.
В аптеки, которая является главным пунктом отпуска льготных лекарственных средств, фармацевты пояснили мне, что для хранения данного препарата в аптеке нет соответствующих необходимых условий, поэтому отпуск именно этого препарата осуществляется аптекой № 3. Что касается других льготных средств, то иногда возникают проблемы с их приобретением. В таких случаях, как мне пояснили, «препарат ставят на отсрочку», то есть фармацевт принимает рецепт и направляет информацию в пункт, откуда происходит поставка лекарства. Если препарат имеется в наличии, то он в течение двух-трех дней поступает в аптеку. В случае, если препарата в наличии нет, то осуществляется его поиск на других складах. Тогда его поступление в аптеку может занять больше времени. Случается так, что препарата нет по причине приостановки его производства. Но такие случаи – это, скорее, редкость, чем правило.
В аптеке №3 мне пояснили, что «федеральными льготами и учетными группами занимается заместитель главного врача по лечебной части, которая делает заявки на поступление в район необходимых льготникам лекарственных средств. Аптека в заявке лекарств участия не принимает и за их наличие ответственности не несет, поэтому пояснить, по какой причине отсутствует то или иное лекарственное средство не может».
За поиском ответа я отправилась в Варнавинскую центральную районную больницу к заместителю главного врача по лечебной части Елене Николаевне Бобровой. Из нашего разговора выяснилось, что за прошлый и текущий квартал препарат трамадол был заявлен, однако на сегодняшний день в аптечной сети он отсутствует. К сожалению, так и не удалось дозвониться в отдел лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения, где заказывают препараты для льготников, чтобы выяснить, по какой причине он не поступил по заявке.
«Что касается наркотических и обезболивающих средств для онкологических больных, к которым относится трамадол, то у нас никогда не было дефицита в этих препаратах», — говорит Елена Николаевна. «Заявка всегда делались, в том числе и на третий квартал. В июле в аптеку должно поступить пять упаковок трамадола. Этот препарат мы заказываем про запас, даже если на день заявки фактически нет больных, нуждающихся в нём. Отсутствие препарата возможно связано с тем, что в начале квартала могут происходить какие-либо перерасчеты. Если в аптеке нет лекарственного средства – это не наша вина, а скорее всего дефект производителя или поставщика. В начале квартала это может быть связано, например, с конкурсом производителей лекарственного средства, так как государство стремиться приобрести препарат по более приемлемой цене».
Существует ли выход из создавшейся ситуации, и как всё-таки решать вопрос с бесплатным приобретением лекарства по рецепту врача, если в аптеке его нет?
Елена Николаевна советует обращаться в аптеку за отсрочкой — если препарата нет в данный момент, то он будет приобретен по конкретному рецепту и доставлен в ближайшее время в аптеку. (Хотя мне кажется, что сам разговор об «отсрочке обезболивания» неуместен. Если человек страдает от невыносимой боли, то он не может подождать, пока препарат будет найден, заказан и доставлен в аптеку – от авт.). Также можно обращаться к врачу за заменой препарата на другой имеющийся в аптеке. Для этого необходимо получить консультацию у узкого специалиста, который может сделать назначение препарата. «В случае, если больному впервые был назначен тот или иной препарат, то необходимо обратиться ко мне, чтобы сделать дополнительную заявку и чтобы этот препарат поступил в аптеку», — говорит Елена Николаевна.
Подводя итоги, возникает вопрос: почему препарат не был «поставлен на отсрочку», если так должно делаться? Ведь два месяца, в течение которых больной не может приобрести лекарство — достаточный срок для его поиска и доставки. В данном случае больному было лишь предложено приобрести платный обезболивающий препарат, что он и делал от безысходности на протяжении двух месяцев. Других бесплатных обезболивающих средств, которыми можно было бы заменить трамадол, в аптеке нет.
Страдающие пациенты в таких случаях находят единственный доступный метод утоления боли – вызов скорой помощи.
P.S. Спустя две недели после этого разговора препарат «Трамадол» в аптеке так и не появился. Зато нашлись люди, для которых даже боль незнакомого человека оказалась не чужой. Две женщины, жительницы Варнавина Зоя Павловна Бурмистрова и Альбина Александровна Косарева откликнулись на проблему инвалида и бесплатно отдали лекарственные средства, в которых нуждается больной, в том числе и трамадол. Огромное спасибо неравнодушным людям, пережившим горе в своих семьях и сохранившим доброту в сердцах.
Елена Дудичева
Оставьте свой комментарий